Консультации для педагогов

 

Практикум для педагогов "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием методов визуализации"

Консультация "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой"

Консультация "Особенности диалога старших дошкольников с речевыми нарушениями"

Одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками - это речевое развитие, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются: говорящий становиться слушающим и наоборот.

Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

В диалог обязательно включены эмоции говорящих, а значит, помимо слов, в нем активно используются средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы и т. д. Все это образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую слова.

Диалог может развиваться в различных формах:

  1. Например, в форме реплик. Различают реплики-стимулы и реплики-реакции. Реплики-стимулы побуждают к действиям. В репликах-реакциях собеседник выражает согласие-несогласие или уточняет сказанное.
  2. Вопросно-ответная форма диалога. С точки зрения лингвистики вопрос является более сложной формой речи. Желание и умение задавать вопросы - показатель интеллектуального развития. Вопрос выделяет то новое и неизвестное, что должно быть сообщено в ответ. Вопрос направляет и программирует ответ. Чтобы оказаться понятным, вопрос должен быть достаточно развернутым. Ответ же либо однословен, либо опирается на синтаксическую, грамматическую и лексическую структуру вопроса. Мотив, побуждающий к речи отвечающего, также заключен в вопросе.

Вопросы можно подразделить на:

а) те, в которых нет вопросительного слова, а есть только вопросительная интонация;

б) те, в которых помимо вопросительной информации есть вопросительное слово.

Последние, в свою очередь можно поделить на:

  • констатирующие (Что? Кто? Где? Куда)
  • проблемные (Почему? Зачем? Каким образом)
  1. Также наблюдается разница между неподготовленным диалогом и беседой. Беседа - своеобразный диалог, направляемый определенной темой. В беседе больше развернутых сообщений ("маленьких монологов" внутри диалога, но в отличие от монолога эти сообщения всегда предполагают ответную речевую реакцию слушателя. Беседы используются как метод обучения.

Каковы же закономерности формирования диалогической речи в норме? Диалог - первичная форма речи ребенка. Речевые возможности детей раннего возраста ограниченны. Но диалог с опорой на конкретную ситуацию доступен им, так как не требует развернутых высказываний и богатого словаря. Одним словом (или даже междометием, звукоподражанием) ребенок может выразить свою мысль.

Наиболее частой в общении взрослого и ребенка является вопросно-ответная форма диалога. Инициатором диалога, то есть стороной, задающей вопрос, на этом этапе выступает взрослый.

В условиях диалогического общения с опорой на конкретную ситуацию ребенок учиться понимать обращенную речь, накапливать слова, пытается самостоятельно комбинировать их в минимальные высказывания. У него возникает потребность в формулировании собственного мнения, в рассуждении. Прежние средства ситуативного диалога не удовлетворяют его, и он переходит к овладению более сложной контекстной речью, содержание которой становиться понятно слушателю не из конкретной ситуации, а из сочетания слов, предложений, т. е. из самой речи.

Одновременно у ребенка накапливается опыт самостоятельной практической деятельности, он становиться не так зависим от взрослого. Наряду с развитием всех психических процессов, формируется познавательный интерес, и ребенок все чаще берет на себя инициативу в развитии диалога: он начинает сам задавать вопросы.

В норме после двух лет идет активное задавание вопросов, к трем годам этот процесс достигает наивысшей точки: дети "мучают" взрослых своими вопросами. Сначала это так называемые констатирующие вопросы, а затем и вопросы проблемного содержания.

Так постепенно от пассивного участника в речевом общении к инициативному, от ситуативной речи к контекстной идет развитие речевых возможностей ребенка внутри диалога.

Теперь рассмотрим, как развивается диалогическая речь при ОНР. Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

В основном обратим внимание на вопросно-ответную форму диалога как наиболее частую в общение ребенка и взрослого, а точнее, на умение детей с ОНР задавать вопросы, поскольку умению построить ответ, подать реплику мы обучаем детей в процессе работы над предложением.

Учитывая закономерности развития диалогической речи в норме, можно изложить основные принципы работы:

а) от пассивного участия в диалоге (только ответы на вопросы взрослого) к инициативному;

б) от диалога, опирающегося на наглядную ситуацию, к диалогу на отвлеченную тему;

в) от более простых вопросов к более сложным (без вопросительного слова; констатирующие; проблемные).

1 этап. Вопросы задает взрослый.

Последовательность вопросов соответствует порядку работы над предложениями.

  1. КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
  2. ЧТО ДЕЛАЕТ?

3. КОГО? ЧТО? (к вин. пад.)

И далее все падежные вопросы по порядку изучения падежей.

Падежные вопросы с предлогами:

ВО ЧТО? НА ЧТО?

С КЕМ? ЗА КЕМ? и т. д.

Вопросы к прилагательным.

КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?

ПО ФОРМЕ?ПО ВЕЛИЧИНЕ?

(имея в виду не только "большой - маленький", но и "высокий -низкий", "длинный - короткий" и т. д.) Учитывается, с каким трудом дети с ОНР выделяют признак предмета, необходима серия занятий, посвященных этим вопросам.

  1. ЧЕЙ?
  2. КАК? (антонимы - наречия)
  3. Дети с ОНР путают вопросы КУДА? ГДЕ? поэтому необходима работа по их дифференциации.
  4. КОГДА?
  5. СКОЛЬКО?
  6. ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАКИМ ОБРАЗОМ?

На этом этапе педагог обращает внимание детей на причинно-следственную связь событий, развивает фантазию, учит рассуждать.

2 этап. Побуждение детей к постановке конкретных вопросов.

Сначала это будут вопросы без вопросительного слова, как наиболее простые по структуре, и педагог работает над вопросительной интонацией и умением отличить ее от утвердительной.

Затем это будут вопросы с вопросительным словом (в той же последовательности, что и на 1 этапе).

Чтобы у ребенка появилось желание задать вопрос, нужно использовать такие игры и ситуации, в которых он будет поставлен перед такой необходимостью. Причем на первых порах ситуация должна побуждать ребенка к постановке определенного, конкретного вопроса.

Обучая детей самостоятельной постановке вопросов, удобнее посадить их в виде полукруга. Такое размещение способствует чувству общности, помогает преодолеть барьер между детьми и взрослыми, располагает к живому общению.

Важен также общий эмоциональный настрой: доброжелательность, поощрение тех, кто задает вопросы, даже и не удачные на первых порах.

3 этап. Диалог между детьми.

На этом этапе создаются ситуации, побуждающие детей к самостоятельному общению. У них уже накоплен опыт постановки конкретных вопросов, который они могут использовать в этой ситуации в зависимости от своей фантазии. Целью для детей становиться не только грамматически правильно построить вопросительное предложение, но и задать как можно больше разнообразных вопросов.

Возможно и воспитательное значение самостоятельных диалогов между детьми на занятиях, так как, разговаривая между собой под контролем взрослого, дети учатся выслушивать друг друга, вежливо обращаться к товарищам и благодарить их.

Таким образом, развивая диалогическую речь, наряду с умением правильно задавать вопросы и строить ответы, мы формируем активное речевое поведение и способствуем развитию внимания, памяти, логического мышления. Развитие инициативного диалогического общения является предпосылкой овладения связной речью.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  1. "Угадайте, я сейчас о чем-то спрашиваю или рассказываю?"

Цель: учить различать вопросительную и утвердительную интонацию.

  • Маша идет в детский сад.
  • Маша идет в детский сад?
  1. "Я говорю по телефону, угадайте, о чем меня спрашивают?"

Цель: учить определять место логического ударения.

Педагог: "Мама испекла пирог".

Ребенок: "Вас спросили о том, что испекла мама2.

  1. Занятия по типу детской песенки: "Далеко, далеко На лугу пасутся ко."

Ребенок: "Кони?", "Козы?", "Коровы?"

Цель: учить вопросительной интонации.

а) дети придумывают слова на определенный звук:

Педагог: "Художник нарисовал жжж."

Ребенок: "Жука? Жирафа?."

б) на занятии по дифференциации звуков дети выбирают слова на

определенный звук (картинки на оба звука расставлены на доске) :

Педагог: "Мама купила новую ш." (или "с.")

Ребенок: "Шапку? Шубу?." (или "Сумку?.")

  1. "Угадайте, какой предмет я задумала?"

На столе 4 предмета: красные мяч и кубик, синие шар и коробка. Педагог задумывает один из них, дети с помощью вопросов угадывают предмет:

  • Этот предмет синий или красный?
  • Круглый или квадратный?

Тоже задание можно использовать на обобщающие понятия: птицы-животные, овощи-фрукты и т. д.

  1. Педагог прячет игрушку, дети спрашивают, используя разные предлоги и глаголы.
  • Зайчик сидит под столом?
  • Зайчик спрятался за шкаф?
  • Зайчик залез в коробку?
  1. "Выполни мое поручение".

Педагог: "Положи кубик"

Ребенок: "Куда?"

Педагог: "Достань мяч"

Ребенок: "Откуда?"

  1. Разговор по телефону.

Педагог задает ребенку различные вопросы: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Какого цвета твои глаза?" и т. д. Ребенок отвечает и спрашивает о том же, т. е. пользуется образцом.

  1. Дети ведут диалог самостоятельно, сравнивая свои предметы. Например:
  • У меня овощ желтого цвета, а у тебя?
  • А у меня красного.и т. д.
  1. "Почемучки".

Дети задают сложный для них вопрос "ПОЧЕМУ?", опираясь на утвердительное предложение - образец. Первое предложение произносит педагог, далее и спрашивают и отвечают дети.

Педагог: "Ваня промочил ноги"

Ребенок: "Почему Ваня промочил ноги?"

"Потому что Ваня вышел на улицу без сапог". "Почему Ваня вышел на улицу без сапог?"

Это ситуации для самостоятельных диалогов между детьми, в которых они должны не только правильно задать вопрос, но и проявить свою фантазию, чтобы эти вопросы были разнообразными, а так же уметь вежливо обращаться друг к другу.

свернуть