Требования к проектированию структурных центров по возрастам

Проектирование структурных центров во второй младшей группе

Во второй  младшей группе мебель и оборудование рекомендуется расположить по периметру группы, большая часть пространства должна оставаться свободной, так как в этом возрасте у малышей активно развиваются движения. Использование мягких матов, легких модулей будет обеспечивать многофункциональность и безопасность среды. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, выполненных их разнообразных материалов. Материалы располагаются на открытых полках.

Учебно-дидактический центр, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми, должен соответствовать следующим требованиям:

1. Минимализация отвлекающих факторов. В спектр обзора ребенка во время занятия не должны попадать отвлекающие его внимание игрушки, книги, иллюстрации, атрибуты игры. Если место для занятий совпадает с игровым помещением, к тому же небольшим по своей площади, и не позволяет обеспечить ребенку новый угол обзора, то необходимо закрывать крышками и ширмами полки с игрушками или вывешивать на них табличку с запрещающим знаком.

2. Создание индивидуального психологического комфорта. Ребенок, как и взрослый в учебной деятельности и коллективной работе предпочитает постоянство места, которое обеспечивает ему чувство безопасности и осознание того, что всё находится у него под контролем. Поэтому за каждым ребенком должно быть закреплено индивидуальное место за столом. Если занятие проводится в кругу, не за столами, постоянство места обеспечивается закрепленным за ребенком объектом или атрибутом – стулом / пуфом / подушкой / личным ковриков с его личными опознавательными знаками – наклейкой, надписью с его именем, специфическим цветом этого объекта, которые позволяют ребенку осознать свою принадлежность к группе, воспользоваться своим правом участия в совместной деятельности в и чувствовать себя уверенно в коллективной работе.

3. Естественное или искусственное мягкое (приближенное по своей тональности к естественному) освещение. Слишком яркое с желтоватым оттенком освещение в совокупностью с ярким декором и цветовыми контрастами помещения для занятия вызывает быстрое утомление ребенка.

4. Наличие атрибута мебели, который служит притягивающим внимание объектом на протяжении всего занятия. Даже если не возникает необходимости большого использования наглядного материала, педагог должен использовать в своей работе один и тот же объект для демонстрации нового материал, к которому уже привыкли дети. Чаще всего таким объектом выступает школьная доска, интерактивный экран, который служит зрительной опорой для восприятия учебного материала. Если тематика занятия такова, что в нем нет необходимости, крайне нежелательно его отставлять в сторону или оставлять незаполненным (пустым), потому что у детей уже сформирована привычка регуляции своего эмоционального состоянии и мобилизации своего внимания при помощи данного атрибута. 

Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время, содержит следующее материалы: конструкторы, кубики и строительные материалы разных видов, настольно-печатные игры, наборы для проведения опытов и экспериментов, фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений,  наборы для развития сенсорики.

Центр драматизации центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.

Игрушки и игровые материалы располагаются на высоте, доступной для ребенка данной возрастной группы. При этом более тяжелые должны размещаться на нижних полках. В случае наличия всеми любимой игры или игрушки, за обладание которой часто возникают споры, следует приобрести несколько игрушек такого типа. Однако слишком много любимых игрушек одного типа приобретать также не рекомендуется: дети должны учиться делиться друг с другом.

Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую  картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. 

Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка и бумажного моделирования, в том числе изготовлении им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.

Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а воспитателю дошкольного образования дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.

свернуть

Проектирование структурных центров в средней группе

В среднем дошкольном возрасте пространство групп "разбивается" на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Большая часть атрибутов хранится в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.

В учебно-дидактическом центре организуются фронтальные и групповые занятия с детьми. Структурный центр рекомендуется наполнить развивающими дидактическими играми по формированию правильного звукопроизношения, развития лексико-грамматического строя речи, наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, пособиями для развития мелкой моторики рук и  речевого дыхания, зрительно-моторными дорожками, схемами-моделями для составления разных видов рассказов.

Для формирования элементарных математических представлений в учебно-дидактическом центре необходимо расположить дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа "Танграм", на сериацию по разным свойствам, игры на счет, наборы геометрических фигур; флаг и герб Республики Беларусь и др.

Познавательно-исследовательский центр  – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время, содержит следующее материалы: конструкторы, тематические строительные наборы,  настольно-печатные игры, наборы для проведения опытов и экспериментов (микроскоп, лупа, глобус, весы, гидроустройства для изучения свойств воды и физических законов и т.п.), природный материал, буквенные и числовые фризы, фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений, планами строительства, чертежами, наборы для развития сенсорики, разнообразные игрушки для обыгрывания построек. 

Центр драматизации центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.

Игрушки и игровые материалы располагаются на высоте, доступной для ребенка данной возрастной группы. При этом более тяжелые должны размещаться на нижних полках. В случае наличия всеми любимой игры или игрушки, за обладание которой часто возникают споры, следует приобрести несколько игрушек такого типа. Однако слишком много любимых игрушек одного типа приобретать также не рекомендуется: дети должны учиться делиться друг с другом.

Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую надпись и картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. Буквенное обозначение места расположения каждой группы игрушек позволяет им быстрее овладеть навыками чтения.

Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка и бумажного моделирования, в том числе изготовлении им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.

Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а воспитателю дошкольного образования дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса. 

свернуть

Проектирование структурных центров в старшей группе

Старший дошкольный возраст – период вдумчивого, серьезного восприятия информации. Рекомендуется отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями. Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована. Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности.

Наполняемость учебно-дидактического центра, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми:

УМК "Мои первые уроки";  счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки); комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной доски; занимательный и познавательный математический материал (доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.); схемы и планы групповой комнаты, маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до школы и др.; наборы объемных геометрических фигур; модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели; картинки по лексическим темам, алгоритмы состав­ления описательного и повествовательного рассказов; карточки с буквами, алфавит, простые ребусы, кубики с азбукой, буквы для магнит­ной доски, модели звуков, слов, предло­жений; развивающие настольно-печатные и дидактические игры; мозаики, пазлы, игры типа "Танграм", бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками; мозаики различных видов, домино, математическое лото; головоломки, шарады; игры на развитие сообразительности и логического мышления; герб Республики Беларусь, герб города, флаг, карта страны и план города (района), глобус и др. 

Чтобы воспитать в ребенке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, ее многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существует.

Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время.  Содержит следующее материалы: конструкторы и строитель­ные наборы, выполненные из пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, небольшие игрушки для обыгрывания, схемы построек и алгоритм их выполнения; фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений; сборно-разборные игрушки-трансформеры; оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов; коллекции камней, ракушей, тканей, бумаги, семян и плодов, гербарий растений; календари природы; схемы-модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов, различные часы, наборы для проведения опытов и экспериментов (микроскоп, лупа, глобус, весы, гидроустройства для изучения свойств воды и физических законов и т.п.); развивающие настольно-печатные и дидактические игры, макеты природных ландшафтов разных регионов.

Центр драматизации центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности; костюмы; модульные легко трансформируемые блоки мебели; по возможности, мини-сцена; маркеры и рисовальная доска для записи плана действий; атрибуты для режиссерских и сюжетно-ролевых игр  ("Школа", "Ателье", "Ветлечебница", "Салон красоты",  "Библиотека", "Супермаркет" и др.), тематические наборы ("Скотный двор", "Птицы", "Джунгли" и др.); предметы игрового обихода; музыкальные игрушки и инструменты; различные виды театров.

Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. С этой целью ателье-центр необходимо разместить в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Воспитанники должны чувствовать себя владельцами игрушек, иметь свободный доступ к художественным и творческим материалам. Ателье-центр предполагает также организацию бумажного моделирования ребенком, в том числе изготовление им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.

Наполняемость структурного центра составляют предметы для воспроизведения традиционными и нетрадиционными техниками: карандаши, мелки, фломастеры, краски, палитры, кисти, ластики, емкости для воды, печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки; раскраски; бумага разной фактуры; природный и бросовый материал для изготовления поделок; пряжа, швейные нитки, лоскуты различных тканей, кожи, меха,  поролон; фартучки или халаты; репродукции картин, иллюстрации с изображением скульптур, памятников архитектуры, предметов фольклорного творчества; схемы создания образов с помощью различных техник (изонить, рисование тычком, рисование акварелью по восковым мелкам и т. д).

Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры. Рекомендуется разместить художественную, справочную, познавательную литерату­ру, детские общие и тематические энциклопедии, книги белорусских авто­ров (народные и авторские сказки, книги на белорусском языке, переводная детская литература); портреты авторов, серии иллюстраций к произведениям.

Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.

свернуть
поделиться в: