Группа "Звездочка"

 

Возраст воспитанников: от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет 

Количество воспитанников: 12 

Режим работы группы: 7.00 - 17.30

Воспитатели дошкольного образования:

Бутурля Наталья Ярославовна

Климович Ирина Станиславовна

Учитель-дефектолог:

Бурак Елена Анатольевна

Помощник воспитателя:

Марудина Светлана Владимировна

   Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольный возраст особенно благоприятен к усвоению речи. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     В нашей группе "Звездочка" созданы все условия для того, чтобы каждому ребенку было уютно, комфортно, интересно.                         

Наш гимн:

 

                                        

                          Группа "Звездочка"  встречает                                                                Наших маленьких друзей.                                                                  В гости снова приглашает:                                                                       Заходите поскорей!                                                                       В нашей группе не до скуки,                                                                   Чем-нибудь да удивим.                                                                      Поиграем, приласкаем,                                                              Пожалеем, рассмешим.                          

                                        Наш девиз:

                             Мы - звездочки лучистые,                                                                                                                               Сияем и блестим.                                                                                                                                    Мы яркие, искристые,                                                                                                                                И все мы знать хотим!                                    

Круглый стол "Экологическое воспитание в семье"

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!


Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, что будет сформировано в нём в его окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. 

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой "дом", в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду.

Развивайте у детей умение слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни человека? Это - величайший подарок, который нам дарит матушка природа.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзой, которая покрылась инеем.

Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем защитить их от холода. Предложите им сделать доброе дело – укрыть корни снегом, чтобы деревья "не замёрзли".

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру "Следопыты". По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошел, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру: "Найди приметы весны". (Солнце ярче светит, небо голубое – голубое, появились первые цветы и т.д.)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

В вeсенне–лeтний пeриод мoжно увидeть муравьёв. Если рeбенок пoзнакомится с жизнью мурaвьёв, oн никoгда нe разoрит муравeйник.

В лeсу мoжно увидeть eжа или цeлую сeмью eжей. Подскажитe рeбенку, что нe слeдует брать eжа домoй, тaк кaк принoсит пoльзу лeсу.

Лучший отдых летом – это поездка в лес, поход в парк. Полюбуйтесь деревьями – великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу, парке можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, они нужны не только нам, но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения.

Не заглядывайте в гнезда птиц – это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес или парк разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И она будет благодарна вам за заботу и внимание.

Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте:

художественную литературу,

рисуйте,

рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.

Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном.
Формируйте у ребёнка умение видеть и понимать состояние другого существа.
Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
Подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме.
Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите, пока ребенок освоится, "войдет в доверие" к животному.
Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.
Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.

Сходите в музей, на выставку или в зоопарк. Детям, безусловно, понравятся такие увлекательные и познавательные прогулки.

Любите природу сами! Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.

свернуть

Консультация "Как помочь птицам пережить зиму?"

Познавательные фильмы о природе

Уважаемые родители!

Предлагаем вам и вашим деткам ознакомиться с познавательными фильмами о природе.

свернуть

Консультация "7 родительских заблуждений о морозной погоде"

Памятка для родителей и детей "Осторожно, тонкий лед!"

Консультация "Белорусские народные игрушки"

Белорусская народная игрушка является отражением белорусской народной культуры, зеркалом жизненного уклада белорусов, их национальных художественных традиций и эстетических потребностей. 

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

У детей в ладошках птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь,

Чтобы их там все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие — в ряд

Разноцветные стоят:

Цвет малиновый, цвет синий,

Жёлтый — яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки —

Боярыни и всадники.

Те игрушки, спору нет,

Покорили целый свет!

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному "бразготки", свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному "поливой". Чаще всего использовали "муравлёные" (зелёные) и "цениные" (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

 Белорусская народная игрушка из дерева   

Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся "Конники", "Цыплята клюют зерно", "Медведь-гимнаст" и др. Техника деревянных народных игрушек была простой и доступной детскому пониманию, построенной по простейшим законам механики. Кроме двигающихся игрушек делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Народные игрушки из дерева, забавляя ребенка, одновременно знакомили его с окружающей жизнью, трудом взрослых.

Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.         

        

Куклы из ткани делились на несколько видов.  Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. "Зольная" кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Елочные игрушки

   

   

Солома полюбилась белорусам за красоту и тепло, ведь при умелой обработке она превращается в необыкновенные произведения искусства. Для народных обрядов из соломы плели венки, вязали снопы, мастерили фигурки. В конце XVIII – начале XIX вв. на белорусском Полесье создали знаменитые царские врата – плетеные соломенные иконостасы, распространенные лишь в нашей стране. Пожалуй, больше нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца.

Народная игрушка вызывает искреннее любопытство, радость, удивление. Она лишилась той среды, для которой была рождена, превратившись в музейный экспонат или в памятный подарок, дорогой тем, что ощущается в нём теплота ручного труда и почти детская наивность, чистая и откровенная. Народная игрушка и есть сама Сказка — вечное детство.

Подготовила воспитатель дошкольного образования Климович И.С.

свернуть

Рекомендации "Воспитываем маленького патриота"

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Сиди тихо!", "Это не твое дело!".

Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг", "бережное отношение к хлебу" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть белорусского народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

свернуть

Слоўнік прыказак і прымавак "А як па-беларуску?"

Консультация "Безопасность детей - наше общее дело"

Уважаемые мамы и папы!

Присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и взгляните на вещи из его положения. После того как вы это сделали, ответьте на вопросы:

- может ли ваш ребёнок задеть провод электрочайника и ошпариться?

-всегда ли вы поворачиваете от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок?

-следите ли вы за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола (подоконника?

-всегда ли вы надёжно запираете лекарства (витамины) и всё что может оказаться ядовитым для ребёнка (уксус, бытовая химия?

- всегда ли вы убираете подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируете болтающиеся штепселя и проводящие провода?

- вставляете ли вы блокираторы в электророзетки во избежание засунуть отвертку, шпильку?

-всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?

-если у вас привычка, в случае неисправности в одежде ребёнка или своей, закалывать булавку?

- остаётся ли ваш ребёнок без присмотра, если открыто окно или балкон?

-всегда ли вы следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы, которые ребёнок может проглотить, засунуть в ухо или нос?

Примите благоразумные меры предосторожности, превратите свой дом в зону без риска для вашего ребёнка.

Имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона учите с ребёнком с самого раннего возраста.

Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм ребёнка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребёнка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.

"Дозированный опыт" - это когда ребёнку дают убедиться, что вода, утюг и головёшка обжигают, иголка колется и т. п. он снижает потери от самостоятельных "проб и ошибок".

Если ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребёнку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.

Животные (даже домашние) могут нанести травму ребёнку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.

Игрушки и личные вещи учите ребёнка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должна быть недоступны ребёнку.

Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребёнка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, может задать вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил? », «Как она попала в такую трудную ситуацию? », «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают? Рассуждайте вместе с ребёнком.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, происходящих с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребёнка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведённых местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.

Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Уходя из дома ненадолго, найдите ребёнку интересное занятие (игру, чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.

Факты выпадений детей из окон и балконов убеждают, что они должны быть надёжно закрыты, если в комнате играют дети.

Холодная вода – Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.

Цените в Вашем ребёнке находчивость, уверенность и самостоятельность. Как вы скажете? "Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься" или "Немедленно положи на место, это опасно!"

Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын "крутится" около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: "Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать". Согласны ли вы с папой? Как Вы повели себя в такой ситуации?" Не ограничивайте активность ребёнка, а направляйте её в "нужное" русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Широко распространённые электроприборы могут быть доступны в обращении ребёнку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в вашем присутствии и с Вашего разрешения.

Щётка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.

"Это нельзя, а это можно" - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребёнка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребёнку, что ему можно делать, чем играть.

Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми.

Ясно и понятно объясняйте ребёнку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности. Например.

"Раз, два, три, что может быть опасно – найди"

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание.

Материал: игровой уголок с предметами домашнего обихода (или картинки с изображением этих предметов) .

Ход игры. Взрослый отворачивается и считает до 3-5, а ребёнок должен взять те предметы, которые по его мнению, могут быть опасны. Затем объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

"Я иголки не боюсь"         

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикреплённые к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

• собрать "пирамидку" из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

• собрать "бусы", продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Использование детской художественной литературы с анализом поступков героев поможет познакомиться с правилами безопасного поведения. Например:

"Колобок" - чрезмерное доверие чужим.

"Волк и семеро козлят" - если чужой стучится в дом; не подходить к двери детям, дверь открывают взрослые; нужно сначала посмотреть в дверной глазок.

"Красная Шапочка" - не открывай дверь незнакомцам, не доверяй и не разговаривай с незнакомцем.

"Кот, петух и лиса" - похищение, правило поведение, если ты в опасности: кричи, зови на помощь. (Как нужно звать на помощь)

Мамы и папы!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вас зависит жизнь и здоровье Вашего ребёнка!

свернуть

Характеристика физического и психического развития ребенка пятого года жизни

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5—2,0 кг, длина тела — на 6-7 см. К пяти годам рост детей достигает 104-116 см, масса тела — 16,5—20,4 кг.

Увеличивается активность воспитанника, усиливается ее целеустремленность. Потребность ребенка в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Ребенок этого возраста обладает всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, желает испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.

Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «я-позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: добрый, злой и т.п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), которые испытывают друг к другу симпатию и постоянно играют вместе. В тоже время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простые формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным взрослым, окружающим, дружественные отношения к сверстникам, умение играть и заниматься вместе.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У детей отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни дети постепенно овладевают эмоциями, возникающими под влиянием определенной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Дети охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым. При этом особую привлекательность имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения детьми результатов в работе. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим количеством игроков. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире.

Познавательное развитие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения способом наложения, приложения предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Оно учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы выражения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветовом спектре, параметрах величины (длины, ширины, высоты, толщины), пространстве, времени, о специальных свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по нарастанию или спаданию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, когда сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточивать внимание на выполнении определенной деятельности в течение 15-20 мин. Объем памяти постепенно увеличивается, и ребенок пятого года жизни более четко и точно восстанавливает то, что запомнила.

Развивается мышление: рядом с обобщением по внешним приметам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. У детей преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления.

Продолжает развиваться фантазия. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку.

Речевое развитие. Продолжает активно развиваться говорение. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звуковоспроизведения детей.

Эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает значительное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанников. Свои представления об окружающем мире дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет-возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.

Развиваются конструктивные способности воспитанников в процессе конструирования из строительного, природного, непригодного материала, бумаги.

Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляются отношения к действующему персонажу. Воспитанники способны уловить наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмичный рисунок мелодии, тембр музыкальных инструментов. Узнают и запоминают песни, стихи, сказки и т.д.

Источник:

учебная программа дошкольного образования

свернуть

Характеристика физического и психического развития ребенка шестого года жизни

Физическое развитие детей от 5 до 7 лет. На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К шести годам рост детей достигает 111-121 см, масса тела — 19,0—24,1 кг, окружность грудной клетки — 57-58 см.

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается двигательность детей, они успешно овладевают основными движениями.

Социально-нравственное и личностное развитие детей. В этом возрасте у детей существенно увеличивается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах их развития.

Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути их достижения, правильная оценка результатов собственных действий. Формируется соподчинение мотивов: отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляются стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать четко по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для создания предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной взрослым (педагогам, родителями и др.), самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания.

Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отражают события общественной жизни, которые часто далеко выходят за рамки их личного опыта. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых: одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в которой выделяются смысловой "центр" и "периферия" (в игре "Больница" таким центром является кабинет доктора, в игре "Парикмахерская" — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми: их взаимные пристрастия, симпатии и антипатии. Игровое взаимодействие сопровождается речью, которое соответствует и содержанию, и интонационно взятой роли.

Существенную роль начинают выполнять элементы трудовой деятельности. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, проявляющиеся в стремлении сделать полезное для других.

Познавательное развитие. Умение управлять своим поведением оказывает влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Наблюдается переход от непроизвольных форм к произвольным. Внимание становится более устойчивым. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. Продолжают развиваться распределение, способность переключать внимание. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого).

Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Дети способны оценить не только свойства предметов, но и их разновидности. Они испытывают характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, отличают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет, гармонию свойств).

Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обзорных пространственных ситуациях, замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток ("вчера", "сегодня", "завтра").

Речевое развитие. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания детей постепенно приобретают более связный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно воспроизводят все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки русского языка. В овладении русским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизводству их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и нравственного опыта людей.

Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становятся личностное общение, направленные на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения элементарных обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и нравственно-этических качеств.

Эстетическое развитие. Продолжает развиваться производительная деятельность. Рисунки воспитанников приобретают сюжетный характер. Часто сюжеты повторяются с небольшими или, наоборот, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Между изображением и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности существует явное соответствие. (Л.С. Выготский рассматривает изображение ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.) В рисунках, как и в постройках, дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца.

Конструктивная деятельность характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части будущей постройки. Конструирование может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Возникает конструирование в процессе совместной деятельности.

Источник:

учебная программа дошкольного образования

свернуть