Группа "Бусинки"
Характеристика физического и психического развития ребенка четвертого года жизни
Физическое развитие. Возрастают физические возможности воспитанников. К четырем годам рост ребенка достигает 96-107 см, масса тела 14,4—18,9 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный двигательный опыт: обладают всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от оборудования, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, скорость, выносливость). Движения становятся более разнообразными и скоординированными. Дети испытывают потребность в движении, полное удовлетворение которой способствует физическому и психическому развитию. При выполнении движений преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает — как зайчик, легко бегает на пальчиках — как мышка, и т.д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности, содержании двигательной деятельности значительны.
Социально-нравственное и личностное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям — восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, разговаривать, как они, становится движущей силой развития ребенка. Оно стремится выделить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-нравственных отношений. Ребенок радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способно проявить внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеют деловую мотивацию, но к концу прослеживается четкий игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особая чувствительность воспитанников к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны — и в этом находит отражение их позитивное "я"; другие застенчивы, нерешительны. Педагог помогает воспитаннику увидеть его собственные достоинства, быть признанным среди сверстников, научиться дружить. Коммуникативная деятельность отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником. При этом воспитанники используют почти в равной степени как немаловажные (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.
У воспитанников развивается не только "я-актуальное", но и динамичное "я": они способны представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своих "Я" путем оценок педагогов, сверстников, близких, во время активной деятельности, общения формируется самооценка дошкольника. Сначала-общая, позже все четче проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в определенных видах деятельности (хорошо рисую, хорошо пою и танцую). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь ребенок гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством (хорошо рисую машинку, быстро бегаю и т.д.).
Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается число их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом. Однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. Во время игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий. Среди важных видов деятельности, которыми овладевают воспитанники четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию.
Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т.д.), приобретают элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на возрастающую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные мотивы к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.
Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важное значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В различных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэтолона (овал как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами, и их количество возрастает. Совершенствуются и исследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности — образной памяти, наглядно-образного мышления, фантазии.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализируемым, сознательным, продуктивным. В процессе восприятия внешних примет (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Оно узнает предметы по определенной примете, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенную примету.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой попытки, практического примеривания, зрительного соотнесения. Ребенок продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «что с ним делать?", "Что он делает?"), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родо-видовые, часть—целое и др.). Совершенствуются действия с инструментами, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
У детей начинает проявляться фантазия. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сконцентрироваться и удерживать ее достаточно долго, если объект им интересен. Произвольность, возникшая, существенно меняет поведение ребенка. Теперь оно способно специально запоминать и в нужный момент припомнить правила и изменить в соответствии с ними свое поведение. Ребенок способен внимательно рассматривать что-то не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них новое.
Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже существующих в его лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звуковоспроизведения (групп свистящих, шипящих, сонорных, африкатов). Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях оно способно передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Большое значение приобретает познавательная функция речи-в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает много вопросов. Возникают различные виды словесной регуляции. В говорении детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполняемого действия. Говорение становится частью самого действия-ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (теперь поставлю чашку и т.д.).
Эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к преднамеренному отображению предметов, хотя способы его реализации еще не совершенны. Четвертый год жизни-время становления предметного изображения, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как предмет, отображаемый, должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон отображаемых ребенком предметов.
Воспитанники проявляют эмоциональную чуткость к музыке. Они отличают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки по высоте, тембру музыкальных инструментов. Дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь длительно. У воспитанников увеличивается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы (ритму, рифме). Совершенствуются способности к восприятию и повторению речевого материала, в том числе на белорусском языке. Дети отличают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевые интонации взрослых. Развиваются и эстетические чувства воспитанников. Они сопереживают героям любимых сказок, неравнодушны к музыке, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в картинках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Оно живет преимущественно в мире чувств и эмоций. И не только положительные эмоции обладают им. Озабоченность могут вызвать такие эмоциональные проявления, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность. Вообще же дошкольникам этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.
Источник: