Физическое развитие. Физическое развитие продолжается в интенсивном темпе. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост — 91-99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированными.
Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения ими различными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазанием, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья ребенка являются гармоничные соотношения показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности.
Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, что могут не совпадать с намерениями взрослого. Это проявляется в возникновении стремления к самостоятельности, с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать его, с другой стороны. Меняется социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих его людей. Оно любознательно вслушивается в диалог взрослых, переводит взор с одного на другого. Ребенку интересны их размышления. Оно не только следит за беседой родителей, но и пытается понять логику их слов и действий.
Ребенок стремится быть относительно независимым, желает многое делать само (одеться, раздеться, кушать), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упорства, негативизма, желания делать все вопреки требованиям взрослого.
На третьем году жизни у воспитанника зарождаются чувства самолюбия, гордости за хорошо выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без похвалы которого они не являются для ребенка особенно значимыми. Взрослые, которые умело регулируют свои ограничения, требования, поощряют самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.
У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительное и возникает эпизодически: сначала в процессе совместных предметно-игровых действий, затем — игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же сверстником, замечает, когда того нет в группе. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки. В самооценке ребенка отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.
В этот период жизни большое значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. Формируется сюжетно-отражательная игра, в которой дети отражают впечатления, полученные в повседневной жизни. Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и неодобрению взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес к чужим, когда они вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение в конце раннего возраста уступают место поведению нового типа, в которых проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий "можно", "нужно", "нельзя"). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки (разумеется, его возможности здесь пока что весьма ограничены). На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, "читать" стихи, произносить "тяжелые" звуки, танцевать. Различные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.
Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие ребенка: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их приметами, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, определяет в них общее. В процессе действия с предметами оно учитывает их признаки, расположение в пространстве. Постепенно формируется умение сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простые связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.
Внимание воспитанников еще неустойчиво. Постепенное сосредоточение внимания на деятельности, которой они занимаются, становится более продолжительным. Совершенствуются процессы запоминания и воспроизводства, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
Значительно совершенствуется память. Третий год жизни-период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2 года 6 месяцев — 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как прыгает зайчик и т.д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт — рисунок), лепка (продукт — изделие), конструирование (продукт — построение), игра (ролевое поведение).
Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка-появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать его не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице ("Катя спать") к первому, использование личного местоимения «я» означают важный этап в личностном развитии ребенка — зарождение самосознания. От ситуативной речи воспитанники переходят к речи описательной. Воспитанники начинают задавать вопросы " что это?", "зачем?"и др., действия сопровождают словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него продолжает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка).
Художественное и эстетическое развитие. Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием. Освоенное ребенком ранее чирканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, пытается нарисовать знакомые предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветовых пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.
Продолжают формироваться различные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают и эмоционально воспринимают музыкальные произведения, перенимают длительные певческие интонации взрослого, звучание инструмента. Увеличивается слуховая чувствительность воспитанников, позволяющая им различать звуки по высоте, тембру. Дети овладевают умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения, постепенно возникает ритмичность в движениях под музыку.
Все перечисленное подготавливает ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.
Источник:
учебная программа дошкольного образования