Для Вас, родители!

Советы родителям будущих первоклассников

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

  1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
  2. Сформировать интерес к книге.
  3. Приучить соблюдать режим дня.
  4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей?

  1. Организуйте распорядок дня:
  • стабильный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.
  1. Развивайте самостоятельность у детей.

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Формируйте у ребенка умения общаться:
  • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
  1. Уделите особое внимание развитию произвольности:
  • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
  1. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
  • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
  • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  1. Тренируйте руку ребенка:
  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
  • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

На этапе подготовки:

  • избегайте чрезмерных требований к ребенку;
  • предоставляйте право на ошибку;
  • не думайте за ребёнка;
  • не перегружайте ребёнка;
  • устраивайте ребенку маленькие праздники.
свернуть

Рекомендации "Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одни ученые выступают категорически против обучения письму в дошкольном возрасте, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении подготовительной работы на дошкольном этапе.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук ребенка. Это проявляется в неумении держать карандаш, ножницы, кисть.

Практика показывает, что наибольшие трудности возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого так же является отсутствие у ребенка интереса к выполнению определенных заданий связанных с ручной умелостью.

Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: "Нарисуй узор по клеточкам", "Нарисуй рисунок по точкам", "Соедини точки", "Повтори узор", "Дорисуй предмет", "Проведи героя по лабиринту"… Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка к письму и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Родителям необходимо поддерживать интерес своего ребёнка к занятиям по развитию графических навыков:

* создать необходимые условия (бумага, тетради в клетку, всевозможные прописи для дошколят, карандаши и другие "рисующие" предметы);

* обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;

* формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы);

*активизировать интерес ребёнка к графической деятельности ("Напиши "письмо" другу");

*включение графических упражнений в сюжетную игру (выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре "Морское плавание", выписывание чека в игре «Магазин»);

*демонстрация заинтересованности занятиями ребёнка, одобрение и похвала результатов детской деятельности.

Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, умение координировать их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приёмы и упражнения:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковые игры;

- лепка из различных материалов;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, сортировка разных вдов круп, завязывание верёвочек, шнурков, застёгивание пуговиц, вырезание ножницами);

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, обводя трафареты.

Если графические навыки сформированы неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму, то возникают следующие трудности:

- низкий темп письма;

- быструю утомляемость при письме;

- неровную "дрожащую" линию;

- трудности в написании овалов;

- слишком сильный нажим;

- трудности в воспроизведении формы графических элементов;

- несоблюдение графических элементов;

- сползание букв со строки;

- массу ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Чтобы избежать этих трудностей, необходимо заранее позаботиться о формировании у ребенка графических навыков.

Желаю успехов Вам и Вашим детям!

свернуть

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики ребенка - это важно!"

Консультация "Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром"

Практикум для родителей "Игры и упражнения для развития фонематического слуха ребенка"

Рекомендации "Развитие связной речи у детей. Игры и упражнения для развития связной речи"

Очень важно стимулировать речевую активность детей, выразительность их речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Для этого используйте то, что ваш ребенок видит вокруг - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.

 Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

свернуть

10 простых советов от учителя–дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере  зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО  построенные фразы, предложения.

Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.

Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо "Он играет?".
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите "Что это?" Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит "мяч", последовательно научите его говорить "Большой мяч", "Танин мяч", "круглый мяч" и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он "сам заговорит".

свернуть

Памятка "Развивающие интернет-ресурсы для дошкольников"

www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы; 

www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей онлайн;

www.yooooo.ru - игры для детей;

www.babylessons.ru - детские развивающие игры;

www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения;

www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”;

www.gbum.ru - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

www.luntikcity.ru - “Лунтик учит буквы”;

www.babyuser.net - “Лунтик учит цифры”;

www.torrentino.ru - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

www.boowakwala.uptoten.com - онлайн игры;

www.caillou.com - онлайн игры;

www.log-center.ru/about/games/ - Логопедический центр "Людмила": Бесплатные логопедические игры для детей онлайн!;

www.logoped.ru/igry.htm - логопедические игры;

www.liveinternet.ru/users/4421552/post214295604/ - логопедические игры онлайн;  

olshkineva.jimdo.com/ - логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь;  subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201101/23183516.html  - язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры;

wikibit.me/clip/ - логопедические распевки;

www.papa-vlad.narod.ru/index.html - обучающие презентации для детей;  

mersibo.ru - портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет; multiashka.ru/video/vip/11749/razvivajushhie_multfilmy/lisa_logopedicheskie_raspevki - логопедические распевки;  

ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-zvuchalki.html - детские презентации.

Мы желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!

свернуть