Консультации для педагогов

Консультация "Роль коррекционной работы в подготовке к школе детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Практикум-консультация "Сторителлинг – технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, необходимо сформировать коммуникативно целесообразную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения. Каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. В этом заключается и сущность новой технологии "сторителлинг". Она позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Слово "сторителлинг" в переводе с английского звучит как "рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй". Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин, иными словами - сказительство.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

- Обогащать активный и пассивный словарь детей;

-Развивать умения составлять связные рассказы; творческое мышление

и воображение;

- Развивать коммуникативные навыки детей;

- Наглядно мотивировать поступки героев.

В работе с детьми используются:

  1. Сторителлинг на основе реальных событий: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
  2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

3.Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

  1. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире. То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй.

Цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео). Озвучивание мультфильмов, создание мультфильма (рисование+запись голоса), рассказывание под музыку.

Структура техники сторителлинг: вступление; развитие события; кульминация; заключение.

Вступление: должно быть коротким, ставить проблему, которую необходимо решить. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым история посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Вызвать у слушателя интерес, увлечь его, удерживать внимание.

Варианты вступления: Когда-то давным-давно… И произошла однажды вот такая история… А, вы слышали историю про… Садитесь поближе, я вам расскажу… В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были… Это произошло темной и дождливой ночью…

Развитие события: здесь выявляются сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее вникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении.

Кульминация: когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы.

Заключение: должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Принципы хороших историй: простота, неожиданность, конкретность, реалистичность, эмоциональность.

Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Наиболее важные моменты при создании истории:

- необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе их

интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень

развития;

- в истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого

из них должны быть особенные черты характера, которые будут

отображаться в изложенных событиях;

- история должна вызывать чувства эмпатии представленным

персонажам, представляя себя на его месте.

Сочиняя, дети: "проживают" истории; приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах; раскрепощаются застенчивые; робкие становятся смелыми; молчаливые – разговорчивыми.

Сторителлинг - очень многогранная, многоцелевая техника, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было интересно, за основу взята игра «Кубики историй». Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.

Правила игры: договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

Историю нужно начать со слов "Однажды…", "Когда-то давным-давно…", "В некотором царстве, в некотором государстве…"

Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги. Основная часть истории (середина) – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Заключение (развязка) – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или

проигравшим. Чему научила нас эта история?

Для придумывания историй можно использовать кубики разных типов: набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории; разноплановые кубики – на гранях нанесены изображения из разных категорий; тематические – например "Времена года", "Транспорт" и т.д.

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры "Кубики историй", открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию, развивая логику. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

свернуть

Консультация для педагогов "Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром в коррекционной работе учителя-дефектолога"

"Круглый стол" с музыкальными руководителями, руководителями по физвоспитанию "Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР"

Обмен опытом с педагогами "Фонематический слух - основа правильной речи"

Практикум для педагогов "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием методов визуализации"

Консультация "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой"

Консультация "Особенности диалога старших дошкольников с речевыми нарушениями"

Одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками - это речевое развитие, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются: говорящий становиться слушающим и наоборот.

Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

В диалог обязательно включены эмоции говорящих, а значит, помимо слов, в нем активно используются средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы и т. д. Все это образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую слова.

Диалог может развиваться в различных формах:

  1. Например, в форме реплик. Различают реплики-стимулы и реплики-реакции. Реплики-стимулы побуждают к действиям. В репликах-реакциях собеседник выражает согласие-несогласие или уточняет сказанное.
  2. Вопросно-ответная форма диалога. С точки зрения лингвистики вопрос является более сложной формой речи. Желание и умение задавать вопросы - показатель интеллектуального развития. Вопрос выделяет то новое и неизвестное, что должно быть сообщено в ответ. Вопрос направляет и программирует ответ. Чтобы оказаться понятным, вопрос должен быть достаточно развернутым. Ответ же либо однословен, либо опирается на синтаксическую, грамматическую и лексическую структуру вопроса. Мотив, побуждающий к речи отвечающего, также заключен в вопросе.

Вопросы можно подразделить на:

а) те, в которых нет вопросительного слова, а есть только вопросительная интонация;

б) те, в которых помимо вопросительной информации есть вопросительное слово.

Последние, в свою очередь можно поделить на:

  • констатирующие (Что? Кто? Где? Куда)
  • проблемные (Почему? Зачем? Каким образом)
  1. Также наблюдается разница между неподготовленным диалогом и беседой. Беседа - своеобразный диалог, направляемый определенной темой. В беседе больше развернутых сообщений ("маленьких монологов" внутри диалога, но в отличие от монолога эти сообщения всегда предполагают ответную речевую реакцию слушателя. Беседы используются как метод обучения.

Каковы же закономерности формирования диалогической речи в норме? Диалог - первичная форма речи ребенка. Речевые возможности детей раннего возраста ограниченны. Но диалог с опорой на конкретную ситуацию доступен им, так как не требует развернутых высказываний и богатого словаря. Одним словом (или даже междометием, звукоподражанием) ребенок может выразить свою мысль.

Наиболее частой в общении взрослого и ребенка является вопросно-ответная форма диалога. Инициатором диалога, то есть стороной, задающей вопрос, на этом этапе выступает взрослый.

В условиях диалогического общения с опорой на конкретную ситуацию ребенок учиться понимать обращенную речь, накапливать слова, пытается самостоятельно комбинировать их в минимальные высказывания. У него возникает потребность в формулировании собственного мнения, в рассуждении. Прежние средства ситуативного диалога не удовлетворяют его, и он переходит к овладению более сложной контекстной речью, содержание которой становиться понятно слушателю не из конкретной ситуации, а из сочетания слов, предложений, т. е. из самой речи.

Одновременно у ребенка накапливается опыт самостоятельной практической деятельности, он становиться не так зависим от взрослого. Наряду с развитием всех психических процессов, формируется познавательный интерес, и ребенок все чаще берет на себя инициативу в развитии диалога: он начинает сам задавать вопросы.

В норме после двух лет идет активное задавание вопросов, к трем годам этот процесс достигает наивысшей точки: дети "мучают" взрослых своими вопросами. Сначала это так называемые констатирующие вопросы, а затем и вопросы проблемного содержания.

Так постепенно от пассивного участника в речевом общении к инициативному, от ситуативной речи к контекстной идет развитие речевых возможностей ребенка внутри диалога.

Теперь рассмотрим, как развивается диалогическая речь при ОНР. Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

В основном обратим внимание на вопросно-ответную форму диалога как наиболее частую в общение ребенка и взрослого, а точнее, на умение детей с ОНР задавать вопросы, поскольку умению построить ответ, подать реплику мы обучаем детей в процессе работы над предложением.

Учитывая закономерности развития диалогической речи в норме, можно изложить основные принципы работы:

а) от пассивного участия в диалоге (только ответы на вопросы взрослого) к инициативному;

б) от диалога, опирающегося на наглядную ситуацию, к диалогу на отвлеченную тему;

в) от более простых вопросов к более сложным (без вопросительного слова; констатирующие; проблемные).

1 этап. Вопросы задает взрослый.

Последовательность вопросов соответствует порядку работы над предложениями.

  1. КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
  2. ЧТО ДЕЛАЕТ?

3. КОГО? ЧТО? (к вин. пад.)

И далее все падежные вопросы по порядку изучения падежей.

Падежные вопросы с предлогами:

ВО ЧТО? НА ЧТО?

С КЕМ? ЗА КЕМ? и т. д.

Вопросы к прилагательным.

КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?

ПО ФОРМЕ?ПО ВЕЛИЧИНЕ?

(имея в виду не только "большой - маленький", но и "высокий -низкий", "длинный - короткий" и т. д.) Учитывается, с каким трудом дети с ОНР выделяют признак предмета, необходима серия занятий, посвященных этим вопросам.

  1. ЧЕЙ?
  2. КАК? (антонимы - наречия)
  3. Дети с ОНР путают вопросы КУДА? ГДЕ? поэтому необходима работа по их дифференциации.
  4. КОГДА?
  5. СКОЛЬКО?
  6. ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАКИМ ОБРАЗОМ?

На этом этапе педагог обращает внимание детей на причинно-следственную связь событий, развивает фантазию, учит рассуждать.

2 этап. Побуждение детей к постановке конкретных вопросов.

Сначала это будут вопросы без вопросительного слова, как наиболее простые по структуре, и педагог работает над вопросительной интонацией и умением отличить ее от утвердительной.

Затем это будут вопросы с вопросительным словом (в той же последовательности, что и на 1 этапе).

Чтобы у ребенка появилось желание задать вопрос, нужно использовать такие игры и ситуации, в которых он будет поставлен перед такой необходимостью. Причем на первых порах ситуация должна побуждать ребенка к постановке определенного, конкретного вопроса.

Обучая детей самостоятельной постановке вопросов, удобнее посадить их в виде полукруга. Такое размещение способствует чувству общности, помогает преодолеть барьер между детьми и взрослыми, располагает к живому общению.

Важен также общий эмоциональный настрой: доброжелательность, поощрение тех, кто задает вопросы, даже и не удачные на первых порах.

3 этап. Диалог между детьми.

На этом этапе создаются ситуации, побуждающие детей к самостоятельному общению. У них уже накоплен опыт постановки конкретных вопросов, который они могут использовать в этой ситуации в зависимости от своей фантазии. Целью для детей становиться не только грамматически правильно построить вопросительное предложение, но и задать как можно больше разнообразных вопросов.

Возможно и воспитательное значение самостоятельных диалогов между детьми на занятиях, так как, разговаривая между собой под контролем взрослого, дети учатся выслушивать друг друга, вежливо обращаться к товарищам и благодарить их.

Таким образом, развивая диалогическую речь, наряду с умением правильно задавать вопросы и строить ответы, мы формируем активное речевое поведение и способствуем развитию внимания, памяти, логического мышления. Развитие инициативного диалогического общения является предпосылкой овладения связной речью.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  1. "Угадайте, я сейчас о чем-то спрашиваю или рассказываю?"

Цель: учить различать вопросительную и утвердительную интонацию.

  • Маша идет в детский сад.
  • Маша идет в детский сад?
  1. "Я говорю по телефону, угадайте, о чем меня спрашивают?"

Цель: учить определять место логического ударения.

Педагог: "Мама испекла пирог".

Ребенок: "Вас спросили о том, что испекла мама2.

  1. Занятия по типу детской песенки: "Далеко, далеко На лугу пасутся ко."

Ребенок: "Кони?", "Козы?", "Коровы?"

Цель: учить вопросительной интонации.

а) дети придумывают слова на определенный звук:

Педагог: "Художник нарисовал жжж."

Ребенок: "Жука? Жирафа?."

б) на занятии по дифференциации звуков дети выбирают слова на

определенный звук (картинки на оба звука расставлены на доске) :

Педагог: "Мама купила новую ш." (или "с.")

Ребенок: "Шапку? Шубу?." (или "Сумку?.")

  1. "Угадайте, какой предмет я задумала?"

На столе 4 предмета: красные мяч и кубик, синие шар и коробка. Педагог задумывает один из них, дети с помощью вопросов угадывают предмет:

  • Этот предмет синий или красный?
  • Круглый или квадратный?

Тоже задание можно использовать на обобщающие понятия: птицы-животные, овощи-фрукты и т. д.

  1. Педагог прячет игрушку, дети спрашивают, используя разные предлоги и глаголы.
  • Зайчик сидит под столом?
  • Зайчик спрятался за шкаф?
  • Зайчик залез в коробку?
  1. "Выполни мое поручение".

Педагог: "Положи кубик"

Ребенок: "Куда?"

Педагог: "Достань мяч"

Ребенок: "Откуда?"

  1. Разговор по телефону.

Педагог задает ребенку различные вопросы: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Какого цвета твои глаза?" и т. д. Ребенок отвечает и спрашивает о том же, т. е. пользуется образцом.

  1. Дети ведут диалог самостоятельно, сравнивая свои предметы. Например:
  • У меня овощ желтого цвета, а у тебя?
  • А у меня красного.и т. д.
  1. "Почемучки".

Дети задают сложный для них вопрос "ПОЧЕМУ?", опираясь на утвердительное предложение - образец. Первое предложение произносит педагог, далее и спрашивают и отвечают дети.

Педагог: "Ваня промочил ноги"

Ребенок: "Почему Ваня промочил ноги?"

"Потому что Ваня вышел на улицу без сапог". "Почему Ваня вышел на улицу без сапог?"

Это ситуации для самостоятельных диалогов между детьми, в которых они должны не только правильно задать вопрос, но и проявить свою фантазию, чтобы эти вопросы были разнообразными, а так же уметь вежливо обращаться друг к другу.

свернуть