Группа "Смешарики"

Характеристика физического и психического развития ребенка пятого года жизни

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5—2,0 кг, длина тела — на 6-7 см. К пяти годам рост детей достигает 104-116 см, масса тела — 16,5—20,4 кг.

Увеличивается активность воспитанника, усиливается ее целеустремленность. Потребность ребенка в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Ребенок этого возраста обладает всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, желает испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.

Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «я-позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: добрый, злой и т.п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), которые испытывают друг к другу симпатию и постоянно играют вместе. В тоже время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простые формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным взрослым, окружающим, дружественные отношения к сверстникам, умение играть и заниматься вместе.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У детей отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни дети постепенно овладевают эмоциями, возникающими под влиянием определенной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Дети охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым. При этом особую привлекательность имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения детьми результатов в работе. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим количеством игроков. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире.

Познавательное развитие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения способом наложения, приложения предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Оно учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы выражения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветовом спектре, параметрах величины (длины, ширины, высоты, толщины), пространстве, времени, о специальных свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по нарастанию или спаданию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, когда сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточивать внимание на выполнении определенной деятельности в течение 15-20 мин. Объем памяти постепенно увеличивается, и ребенок пятого года жизни более четко и точно восстанавливает то, что запомнила.

Развивается мышление: рядом с обобщением по внешним приметам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. У детей преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления.

Продолжает развиваться фантазия. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку.

Речевое развитие. Продолжает активно развиваться говорение. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звуковоспроизведения детей.

Эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает значительное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанников. Свои представления об окружающем мире дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет-возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.

Развиваются конструктивные способности воспитанников в процессе конструирования из строительного, природного, непригодного материала, бумаги.

Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляются отношения к действующему персонажу. Воспитанники способны уловить наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмичный рисунок мелодии, тембр музыкальных инструментов. Узнают и запоминают песни, стихи, сказки и т.д.

Источник:

учебная программа дошкольного образования

свернуть
поделиться в: