Консультации для родителей
16 ноября - Международный день толерантности
Международный день, посвящённый толерантности (терпимости), ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в "Декларации принципов терпимости" ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова "толерантность" у разных народов на разных языках звучит по-разному:
- в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).
Как объяснить ребенку, почему некоторые дети не могут бегать или говорить? Как донести мысль о том, что важно для людей с особенными потребностями? Как дать понять, что они чувствуют и каким видят мир?
Предлагаем для просмотра мультфильмы о толерантности и доброте:
Памятка родителям по установлению эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе "ребёнок-родитель"
Консультация "Как развить у ребенка черты толерантной личности"
Консультация "Каждый ребенок особенный - все дети равные!"
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы, милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Сегодня как никогда остро стала данная проблема. Многие дети с ОВЗ посещают специализированные детские сады, многие оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас, взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие из нас боятся, что дети не примут того ребенка. На это хочется сказать, что если дети общаются с детьми с ОВЗ, в них проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми с ОВЗ, они учатся быть терпимыми друг к другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважение, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ОВЗ дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам, взрослым, нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании. Взаимодействие детей "нормы" и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество, как для первых, так и для последних:
- развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к "особым детям", восприятие их как полноценных и равных себе членов общества;
- увеличение контактов с окружающими, развитие навыков межличностного взаимодействия через принятие различных социальных ролей и позиций, повышающих адаптационные возможности детей;
- активизация познавательного развития через социальные акты коммуникации и имитации;
- подражание принятому в обществе типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
- развитие самостоятельности посредством предоставления помощи;
- устранение социальной изоляции детей, усиливающей патологию и ведущей к развитию отклонений
Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям?
Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы, родители, будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Вам, родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия, как сочувствие, понимание, сопереживание.
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас может постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Никогда не надейтесь, что изменится кто-то другой.
Изменения всегда нужно начинать с самого себя!
Консультация "Люди, доброта и толерантность спасут мир"
Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, к людям разных возможностей.
Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантными, терпимыми друг к другу. Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитывать детей в духе уважения к другим.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Воспитание толерантности в детях в первую очередь означает обучение умению видеть несправедливость, культивирование желания противостоять ей, бороться с ее проявлениями. Это включает в себя обучение умению конструктивно преодолевать разногласия, искать компромиссы, избегать конфликтных ситуаций.
Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т. д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.
Советы родителям "Как воспитать толерантного ребенка"
1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.
2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.
3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.
4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.
5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т. д., но посещение исторических мест Казахстана по бюджету почти каждому.
6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т. д.
7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый "хороший" ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде "ты еще маленький" совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.