Консультации для воспитателей дошкольного образования
Игры для профилактики нарушения осанки
Ель, елка, елочка
Воспитатель предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. "В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь". Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки - "ветви" слегка в стороны, ладонями вперед. "Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?" Дети идут за инструктором. Он останавливается: "Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же стройные, красивые". Инструктор предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. "Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные". Инструктор предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз. Инструктор поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Послушный мяч
Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6 раз в каждую сторону
Вот какой хороший мяч
Между ног его запрячь.
Повернись и оглянись
Мячик на пол не катись.
Елочка
По сигналу воспитателя дети бегут по залу. Ребенок-водящий через 30 секунд (1 мин) бежит за ними, пытаясь их осалить. Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами. затылком. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед. Пальцы расставлены. Это - "Елочка". Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, может быть осален. "Осаленный" становиться водящим, и игра продолжается.
Ходим в "шляпах"
Детям кладут на голову легкий груз - "шляпы" - мешочек с песком. Проверив осанку детей, воспитатель дает команду к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для детей 5-6 лет усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.
Журавль расправляет крылья
Дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга, руки скрещивают на груди. По команде инструктора "Аист расправляет крылья" играющие отводят руки в стороны (вдох) и возвращают их в исходное положение (выдох). Повторяют 4-7 раз. По команде инструктора "Журавль расправил крылья" дети становятся на одну ногу, фиксируют руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог простоять неподвижно на одной ноге.
Колобок
Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Воспитатель читает: "Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч, стоящему игроку сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.
При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить в положении сидя "по-турецки".
Лежачий футбол
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
Встань прямо
Содержание: Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором.
Выполняй правильно
Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.
Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга расположить кольца.
Содержание игры. Дети за воспитателем под музыку ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин., взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают, прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения: высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.
Перешагни через веревочку
Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании через препятствия.
*Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.
По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревку, пока не перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать правильность осанки.
Восточный официант
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление «мышечного корсета» позвоночника.
Воспитатель предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Воспитатель должен следить, чтобы мышцы слишком не были напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Ласточка
Цели: тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.
Воспитатель показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Море, берег, парус
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного корсета, позвоночника, мышечного аппарата стопы.
Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По сигналу инструктора "Море" выполняют шаг назад, по сигналу "Берег" - шаг вперед, по сигналу "Парус" - поднимают руки вверх.
Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
Спрыгни в воду
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах.
Дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки. По команде "Спрыгни в воду!" они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных направлениях. По команде "Большие волны, быстро из воды!" дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места
Правила: спрыгивая со скамейки бесшумно, мягко приземляясь;
занимать свободные места на скамейках быстро, не толкая друг друга;
игра может проводиться с выбыванием: дети, приземляющиеся неправильно, по указанию воспитателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.
Поднять паруса
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.
Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху. По сигналу воспитателя "Убрать паруса" они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу "Поднять паруса" дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.
Правила: 1) действовать строго по сигналу;
занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;
на скамейках стоять на носках, руки вверху;
те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию воспитателя выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.
Организация подвижных игр на свежем воздухе
Подвижные игры на свежем воздухе являются важным средством воспитания здорового ребенка, одним из самых любимых и полезных занятий детей, лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе которых, участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть поставленной цели. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц, тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры на воздухе по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
При проведении подвижных игр на воздухе улучшается общая координация движений, развивается способность владения своим телом, умение подражать повадкам зверей, птиц. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Содержание игр активизирует внимание, сообразительность и воображение.
При проведении подвижных игр на воздухе можно включать игры с применением спортивного оборудования, элементы баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса
При проведении игр на воздухе должно учитываться следующее: состояние здоровья детей, погодные условия.
Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Младшие группы:
- организация игр с более легкими правилами;
- рекомендуются игры с текстом (сюжетом);
- педагог играет вместе с детьми;
- использование атрибутов
Средняя группа:
- усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил);
- педагог распределяет роли среди детей;
- поручается роль ведущего детям;
- используется образный рассказ.
Старшая группа:
- использование более сложных движений;
- перед детьми ставится задача реагировать на сигнал;
- использование игр с элементами соревнования;
- под руководством педагога выбирают водящего в игре.
Структура проведения подвижных игр:
- сбор детей на игру;
- создание интереса к игре;
- организация играющих, объяснение игры;
- определение ведущего;
- проведение игры;
- окончание игры и подведение итогов.
Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям игры необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменение правил, новая считалочка и т. Д. Это позволяет вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая Ирина Михайловна
Организация самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующем, развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на веранде и участке, необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в тоннель, залезть на лестницу мачту). В дверных проемах можно укрепить тренажер "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики". Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.
Наряду с заводскими тренажерами можно использовать оборудование из бросового и природного материала, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, массажеры. Это оборудование особо эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат.
Кроме того, в группах можно иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.
Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Желание одержать победу, достичь цели заставляет каждого ребенка проявлять инициативу, как можно лучше выполнять задание, совершенствовать мастерство, привлекать для контроля за своими достижениями воспитателя, товарищей. По мере овладения двигательными навыками каждый ребенок начинает получать удовольствие от того, что качественно выполняет движения. Таким образом, уже само задание стимулирует ребенка, пробуждает желание пробовать свои силы в новых упражнениях
Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видах деятельности имеет значение оформление "Доски чемпионов" с фотографиями воспитанников (лучший бегун, прыгун и т. Д.), фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений, выпуск газеты "Мама, папа и я – спортивная семья", "Сильные, ловкие, смелые" и др. В группе рекомендуется собрать книги, журналы, проспекты, альбомы, открытки и другую наглядную информацию о спорте
Углублению знаний о физической культуре способствует собирание разрезных картинок о знакомом виде спорта, спортивного инвентаря, организация выставок детского творчества: рисунки, аппликации, поделки на спортивную тему. Все перечисленные выше факторы формируют у детей знания о здоровом образе жизни и потребность в движениях.
Повышение самостоятельной двигательной активности у детей может рассматриваться, как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения его двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Таким образом, создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И. М.