Консультации для родителей
Советы для родитей по физическому воспитанию ребенка
Совет 1
Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию.
Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. "Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?" — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.
Совет 2
Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую "линию поведения" обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — "хватит бегать"; папа — "побегай ещё минут пять"). Если это происходит, — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.
Совет 3
Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.
Совет 4
Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.
Совет 5
Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Совет 6
Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
Совет 7
Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
Совет 8
Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду".
Совет 9
Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.
Совет 10
Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.
Успехов вам и удачи!
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И.М.
Спортивная форма на занятиях физической культурой
Физкультурное занятие обязательно требует соблюдение техники безопасности в спортивном зале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие для их проведения. Ребенок на занятии учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, обувь, носочки. Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой одежде нельзя находиться далее в групповой комнате.
Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, а дышащих материалов. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении спортивных праздников и эстафет.
Шорты. Шорты должны быть неширокие не ниже колен. Многие дети приходят на занятиях в бриджах, что мешает выполнять основные виды движений, такие как лазанье, прыжки, бег.
Обувь. Подошва должна быть эластичной, гнуться. С прорезиненной подошвой обувь не будет скользить, закрываться на липучку (шнурки часто развязываются, и дети могут наступить и упасть).
Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать под физкультурную форму.
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И.М.
Зарядка – это весело
Личный пример родителей для ребенка убедительней всяких аргументов и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – это заниматься вместе с ним.
Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица.
Это можно с успехом использовать для развития у ребенка интереса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют особой сложности. Если ваши движения поначалу не будут слишком изящны – не комплексуйте и, поверьте, у вас все получится. И малыш, видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом. Очень важен эмоциональный тон занятия. Учтите, что у малыша свои критерии оценки любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: "Молодец, у тебя все получится," - значит так оно и есть. В непринужденной обстановке любое дело в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.
- Хорошая музыка задает ритм движений;
- важно, чтобы каждое движение малыш выполнял с удовольствием и без напряжения;
- чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи;
- старайтесь время от времени делать паузы, переключаясь на другие занятия.
1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их, одновременно взявшись за руки.
2. Так здорово покачаться, взявшись за мамины руки. А тем временем малыш улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног.
3. Приятно, если удастся запустить самолетик дальше, чем мама. Выполняя это упражнение, малыш разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений.
4. Мама и малыш сидят друг напротив друга и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти и к более сложному способу: у каждого по мячу, и вы катаете их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались.
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И.М.
Памятка для родителей по организации игр
Правило первое: игра не должна включать в себя даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако и нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнять которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение некоторыми играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение тура новых развивающих и обучающих элементов, должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте детей, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте и не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону бумажки и тряпочки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы их совсем не дождетесь. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам. Разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры и выдумщики. Они легко приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают правила игры. Но игра – дело серьезное, и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу "чем бы дитя не тешилось".
Подготовила руководитель физического воспитания Крыстек Н.К.
Игры для профилактики нарушения осанки
Ель, елка, елочка
Воспитатель предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. "В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь". Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки - "ветви" слегка в стороны, ладонями вперед. "Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?" Дети идут за инструктором. Он останавливается: "Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же стройные, красивые". Инструктор предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. "Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные". Инструктор предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз. Инструктор поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Послушный мяч
Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6 раз в каждую сторону
Вот какой хороший мяч
Между ног его запрячь.
Повернись и оглянись
Мячик на пол не катись.
Елочка
По сигналу воспитателя дети бегут по залу. Ребенок-водящий через 30 секунд (1 мин) бежит за ними, пытаясь их осалить. Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами. затылком. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед. Пальцы расставлены. Это - "Елочка". Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, может быть осален. "Осаленный" становиться водящим, и игра продолжается.
Ходим в "шляпах"
Детям кладут на голову легкий груз - "шляпы" - мешочек с песком. Проверив осанку детей, воспитатель дает команду к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для детей 5-6 лет усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.
Журавль расправляет крылья
Дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга, руки скрещивают на груди. По команде инструктора "Аист расправляет крылья" играющие отводят руки в стороны (вдох) и возвращают их в исходное положение (выдох). Повторяют 4-7 раз. По команде инструктора "Журавль расправил крылья" дети становятся на одну ногу, фиксируют руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог простоять неподвижно на одной ноге.
Колобок
Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Воспитатель читает: "Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч, стоящему игроку сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.
При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить в положении сидя "по-турецки".
Лежачий футбол
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
Встань прямо
Содержание: Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором.
Выполняй правильно
Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.
Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга расположить кольца.
Содержание игры. Дети за воспитателем под музыку ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин., взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают, прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения: высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.
Перешагни через веревочку
Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании через препятствия.
*Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.
По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревку, пока не перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать правильность осанки.
Восточный официант
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление «мышечного корсета» позвоночника.
Воспитатель предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Воспитатель должен следить, чтобы мышцы слишком не были напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Ласточка
Цели: тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.
Воспитатель показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Море, берег, парус
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного корсета, позвоночника, мышечного аппарата стопы.
Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По сигналу инструктора "Море" выполняют шаг назад, по сигналу "Берег" - шаг вперед, по сигналу "Парус" - поднимают руки вверх.
Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
Спрыгни в воду
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах.
Дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки. По команде "Спрыгни в воду!" они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных направлениях. По команде "Большие волны, быстро из воды!" дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места
Правила: спрыгивая со скамейки бесшумно, мягко приземляясь;
занимать свободные места на скамейках быстро, не толкая друг друга;
игра может проводиться с выбыванием: дети, приземляющиеся неправильно, по указанию воспитателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.
Поднять паруса
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.
Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху. По сигналу воспитателя "Убрать паруса" они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу "Поднять паруса" дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.
Правила: 1) действовать строго по сигналу;
занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;
на скамейках стоять на носках, руки вверху;
те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию воспитателя выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.
Фитбол для дошколят
На первый взгляд, довольно легкомысленные спортивные упражнения: дети и взрослые весело прыгают на больших мячиках и смеются. Но на самом деле все не так просто. Чтобы удержаться на самом мяче, нужно сохранять идеальную осанку. При этом жесткая нагрузка на спину и шею снижается до минимума.
Фитбол – вид сорта довольно новый, но уже получивший широкое распространение. Причем он включает в себя как танцевальное, так и силовое направления, когда тренируются практически все мышцы. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторные рефлексы. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и др. Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает эффект от занятий на фитболах. Дети могут не только выполнять предписанный комплекс упражнений на мяче, но и использовать мяч в качестве сиденья, игрушки.
Выбор размера мяча:
Размер подходящего гимнастического мяча определяется пропорциями тела занимающегося. В положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом или угол в коленном суставе должен быть немного больше прямого и составлять 100-105. Если рост ребенка находится в указанном диапазоне (см. таблицу), у него длинные ноги или избыточный вес, то можно использовать мяч большего размера, который в случае необходимости можно подогнать под конкретного человека незначительным сдуванием. Наиболее часто используются мячи от 45 до 55 см.
Рост Размер мяча
От 100 до 120 см – 45 см
От 120 до150 см – 55 см
От 151 до170 см- 65 см
От 171 до 190 см -75 см
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И. М.
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. "Медведь" - ходьба на внешней стороне стопы (не менее 2 мин.)
2. "С горки" - медленная ходьба на носках по наклонной поверхности.
3. "Педали" - сгибание и разгибание стоп ног сидя на стуле или на полу, упор руками сзади.
4. "Кто больше?" - захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков пальцами ног ( до 3 мин). Упражнение проводится поочередно обеими ногами.
Упражнения для профилактики нарушения осанки
1. "Столбики" - стать у стенки. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки прикасаются к стенке, живот втянут, сделать несколько шагов в этом положении.
2. "Боксер" - стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжать в кулаки. С силой выбрасывать поочередно руки вперед, имитируя движения боксера. ( 6-8 раз)
3. "Птица перед взлетом" - стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной поднять вверх, как крылья. Опустить резко голову, руки расслабленно падают вниз и висят свободно.
4. "Ногой мяч в круг" - сидя, в кругу, руки в упоре сзади. Ударять по мячу ногой так, чтобы он подкатился к кому-нибудь из игроков и не вышел из круга. Разгружает мышцы спины и нижних конечностей.
Подготовила руководитель физического воспитания Клепацкая И.М