Для Вас, родители!
Рекомендации "Игры для развития речи по дороге в детский сад"
☀ Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
☀ Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
☀ Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
☀ Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
☀ Один – много. Стоит стул, а стоят…стулья; летит воробей, а летят… воробьи; идет человек, а идут... люди и др.
☀ Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, лиса – лисичка, лисонька, дерево – деревце.
☀ Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена, но и названия животных, цветов, предметов посуды, мебели и т.д.
☀ Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
☀ Антонимы. Попросите ребенка сказать наоборот: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый, быстро – медленно, поднять – опустить и т.д.
☀ Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
☀ Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова со звуком М (машина, моль, морковь, магазин, мороженое; затем слова со звуком Мь (мишка, мешок, мир)
☀ Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
☀ Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться: кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
☀ Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать, что это. Пример: Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняетесь местами.
Информационная встреча для родителей "Профилактика нарушения чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Поэтому необходимо вести профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма не только в детском саду, но и дома, используя специальные игры и упражнения. Они помогут развить конструктивный праксис, восприятие и тактильные ощущения, совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, сформировать навыки чтения.
Замечательно помогают для профилактики специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) следующие приёмы работы с буквами:
- лепка букв из пластилина;
- выкладывание из палочек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игры и упражнения для домашних занятий с детьми старшего дошкольного возраста для профилактики специфических нарушений письма и чтения
Игра "Необычный конструктор" Ребёнок выкладывает из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й.
Упражнение "Угадай, что задумано?"
Взрослый описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.
Упражнение "Догадайся, что нарисовал художник"
Например, взрослый описывает ребёнку рисунок следующим образом: "Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?".
Упражнение "Нарисуй дорожку"
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Игра "Куда спряталась кукла?", в которой ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.
Упражнение "Угадай, какая буква?"
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает взрослый. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
Игра "Разноцветное путешествие"
У ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Ребенок передвигает фишку и называет квадрат, в котором он остановился.
В результате совместной целенаправленной работы у детей:
- повысится обучаемость, улучшится внимание, восприятие; дети научатся видеть, слышать, рассуждать;
- сформируется правильное, осмысленное чтение, пробудится интерес к процессу чтения и письма, уйдет эмоциональное напряжение и тревожность;
- разовьётся способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Совместная работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма с детьми старшего дошкольного возраста - залог их успешного обучения в школе!
Памятка для родителей "Картотека художественных произведений для чтения детям о безопасном участии в дорожном движении"
Памятка для родителей
«Картотека художественных произведений для чтения детям о безопасном участии в дорожном движении»
Головко В. «Дорожные знаки»;
Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
Кожевников В. «Светофор»;
Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
Маршак С. «Светофор»;
Мигунова Н.А. «Светофор»;
Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
Пляцковский И. «Светофор»;
Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
Северный А. «Светофор»;
Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
Бедарев О. «Если бы …»;
Берестов В. «Про машины»;
Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
Дорохов А, «Пассажир»;
Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
Носов Н. «Автомобиль»;
Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
Гангов А. «Кто храбрей?»;
Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
Кончаловская Н. «Самокат»;
Лешкевич И. «Гололёд»;
Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
В. Ардов «Огнехвостик»
О. Бедарев «Если бы»
Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»
Т. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»
Памятка "Развивающие интернет-ресурсы для дошкольников"
www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;
www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;
www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы;
www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;
www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей онлайн;
www.yooooo.ru - игры для детей;
www.babylessons.ru - детские развивающие игры;
www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения;
www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”;
www.gbum.ru - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;
www.luntikcity.ru - “Лунтик учит буквы”;
www.babyuser.net - “Лунтик учит цифры”;
www.torrentino.ru - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;
www.boowakwala.uptoten.com - онлайн игры;
www.caillou.com - онлайн игры;
www.log-center.ru/about/games/ - Логопедический центр "Людмила": Бесплатные логопедические игры для детей онлайн!;
www.logoped.ru/igry.htm - логопедические игры;
www.liveinternet.ru/users/4421552/post214295604/ - логопедические игры онлайн;
olshkineva.jimdo.com/ - логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь; subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201101/23183516.html - язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры;
wikibit.me/clip/ - логопедические распевки;
www.papa-vlad.narod.ru/index.html - обучающие презентации для детей;
mersibo.ru - портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет; multiashka.ru/video/vip/11749/razvivajushhie_multfilmy/lisa_logopedicheskie_raspevki - логопедические распевки;
ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-zvuchalki.html - детские презентации.
Мы желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!