Консультации для педагогов
Информационная встреча "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием методов визуализации"
К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Развитие речи является одним из важных условий развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.
Для дефектологов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
На сегодняшний день очень редкое явление – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи. В речи таких детей существуют множество проблем:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
бедность речи, недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
плохая дикция.
Учитель-дефектолог преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи очень сложный процесс.
В силу этих и других причин дети с общим недоразвитом речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
Развитие связной речи осуществляется разными способами или, иначе говоря, различными видами речевой деятельности. Это следующие виды:
пересказ текста;
составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин;
составление описательных рассказов по сюжетной картине;
составление описательных рассказов;
составление рассказов по замыслу и другие.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является технология визуализации учебной информации, образовательное значение которой достаточно велико и отвечает современным требованиям.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в работе с детьми с общим недоразвитием речи, так как у дошкольников преобладает наглядно-действенное мышление. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала для детей с общим недоразвитием речи. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. В образовательном процессе учреждения дошкольного образования педагоги активно используют моделирование, прием мнемотехники, различные схемы (составления описательных рассказов, составления загадок, заучивание стихов и т.д.).
Визуализация (в широком понимании) – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технология визуализации учебной информации выступает как современная педагогическая технология и используется многими учителями-дефектологами в современных учреждениях образования. Визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие аспекты:
комплекс учебных знаний;
визуальные способы их представления;
визуально-технические средства передачи информации;
набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
трудом.
Различия между наглядностью и визуализацией в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Наглядность – это отображение конкретных объектов, образов. К средствам наглядности, в частности, относят натуральные предметы, картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии.
Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме. Визуализация позволяет связать понятия из разных областей учебной программы дошкольного образования.
Принцип визуализации изучаемого материала предполагает учет следующих закономерностей:
изучаемый материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию;
компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
способствует развитию воображения и фантазии;
активизирует познавательный интерес;
концентрирует внимание на чем-то важном; переключает внимание на другой объект;
вызывает определенные ассоциации;
развивает способности к анализу и сравнению;
организовывает тренировку внимательности и наблюдательности;
формирует способности делать выводы и логические умозаключения;
формирует способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
развивает критическое мышление;
интегрирует новые знания;
помогает контролировать полноту и характер усвоения переданной информации;
связывает полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи можно использовать различные техники визуализации:
таймлайн,
интеллект-карта,
скрайбинг,
сторителлинг,
скетч,
кроссенс,
инфографика,
кластер,
интерактивный плакат и др.
Таймлайн (от английского Timeline - буквально «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Предлагается детям с общим недоразвитием речи рассмотреть сюжетные картинки, расположить их в правильном порядке следования сюжета и выложить на прямую линию. Далее воспитанники по полученной сюжетной линии составляют связный рассказ.
Интеллект-карта (ментальная карта, карта мыслей, ассоциативная карта) — это уникальный и простой метод запоминания изучаемого материала. Такие карты помогают легко, увлекательно и наглядно запомнить всю информацию. Интеллект-карта позволяет получать, обобщать и проверять знания; учит выделять главное, обобщать, систематизировать; способствует обучению концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации; развивает память, мышление, воображение.
Применение данного метода визуализации в работе будет способствовать положительной динамике речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – этопрежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у ребенка визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Скетч – это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию. Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.
Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов. Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой. Педагог заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача воспитанников – «разгадать» кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ. Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Дети, глядя на изображение, должны понять его смысл, немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.
Метод кроссенса основан на деятельностном подходе, он помогает развивать критическое и логическое мышление дошкольников с общим недоразвитием речи, организовывать командную работу, делать занятия более интересными и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Это отличное упражнение для развития связной речи и творческого мышления. Что так актуально для детейс общим недоразвитием речи.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Очень много информации вокруг мы воспринимаем визуально и наш мозг любит картинки. Инфографика позволяет быстро и чётко преподнести сложную информацию. Она делает ее более наглядной и доступной для восприятия. Различные таблицы, схемы, карты являются примерами инфографики. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. С помощью этого метода можно организовать интересную непрерывную образовательную деятельность, повысить интерес детей к выполнению заданий. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет формировать у детей целостное представление о предметах, явлениях. С ее помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи. Использование инфографики при рассматривании предметов, явлений, процессов с разных позиций, способствует тому, что дети учатся выделять главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок креативного мышления.
Применение инфографики в образовательном процессе не представляет никакой сложности, ее легко можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать. Можно использовать как при работе в групповых занятиях (на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и индивидуально с отдельным ребенком (распечатанные листы заданий). Яркие картинки быстрее привлекают внимание дошкольников.
Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. Педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.
Кластер (в переводе с английского языка cluster - гроздь, кисть) – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
- Поместить ключевое понятие в центре листа.
- Начинать подбирать изображения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
- По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
- Собрать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Сторителлинг – педагогическая техника, построенная на использовании импровизированных историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу).
Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Однако не все рассказы – сторителлинг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться, пересекаться с жизненным опытом и дополняться качественными визуальными компонентами: презентации, видео, инфографика, скрайбинг.
Для дошкольников подойдут следующие средства сторителлинга: кубики историй с простым сюжетом, карты Проппа, рассказы по картинкам, схемы.
Суть игры «Кубики-историй» в том, что Вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек Ваше внимание.
Карты Проппа (сочинение сказок по картам) используются при обучении пересказу и составлению творческих рассказов.
Интерактивный плакат – это средство представления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.
Таким образом, использование методов визуализации способствует формированию навыков коммуникации и развитию речи ребенка в целом. Работа доставляет радость детям, а это чувство – прекрасное средство, порождающее самостоятельную речевую деятельность.
Консультация "Профилактика акустических видов дислексии и дисграфии у старших дошкольников"
На сегодняшний день очень возросли требования к поступлению в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в школу с речевыми нарушениями, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.
Дислексия- нарушение чтения. Дисграфия- нарушение письма.
Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико- фонематического и лексико- грамматического и распространяется как на способы овладения чтением, так и на темб чтения и на понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет свое значение. Но бывает и так, что называя первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающемуся по значению.
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других – читаются правильно. Наряду с буквами заменяются слоги.
Дети с недоразвитием речи делают при чтении и письме и такие ошибки, которые характерны с нормальным речевым развитием. Но количество этих ошибок у первых будет значительно больше, чем у вторых. Сюда можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки, неправильное окончание слов. Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным темпом, так они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.
Затруднение и ошибки в первую очередь связанны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечет за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков. Специальные исследования показали, что существует связь между различением звуков и запоминаем их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график. Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Обучение чтению и письму в значительной мере зависят от развития устной речи ребенка: чем лучше дети владеют устной речи, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые образцы слов в их обобщенном звуко-буквенном обозначении.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается не контекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Чтение превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок, недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание почитанного.
Важным условием предупреждением дислексии и дисграфии является раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие фонематического восприятия.
Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Необходимо устранять все недостатки в произношении фонем (искажение, замены, отсутствия звуков).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.
- Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединить звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определить последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
- Обогащение словарного запаса и развитие практических умений пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования: с помощью различных приставок или с помощью одной приставки от разных глагольных основ, с помощью суффиксов. Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
- Развитие грамматических навыков. Основная задача этого этапа является работа над пониманием предлога, составлению предложений по картинке, серии картинок, распространение и сокращение предложений.
- Развитие связной речи. Должна вестись работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыка пересказа небольших текстов.
Воспитателям дошкольного образования так же следует обратить внимание на развитие у детей фонематического восприятия, на формирование умения контролировать свое произношение, а так же умения исправлять ошибки своей речи и сравнивать речь окружающих с собой. При создании всех выше перечисленных условий для развития речи ребенок успешно подготовится к школьному обучению.
Консультация "Речь взрослого - образец подражания для дошкольников"
Одной из основных задач развития ребенка в учреждении дошкольного образования является развитие речи ребенка, т.к. именно дошкольное детство – основной период становления речи. Формирование грамотной речи возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (т.е. связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.
Основная роль при этом принадлежит родителям. Однако многие родители не всегда отдают себе отчет в возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени.
В таких неблагоприятных условиях основную нагрузку и ответственность за развитие, в том числе и речевое, вынуждены брать на себя педагоги УДО. Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога предполагают строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методик развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога УДО выделяют:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слушать и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в учреждении дошкольного образования.